22 янв. 2016 г.

Петербург О.Мандельштама. К 125-летию со дня рождения поэта.



Осип Мандельштам  – яркое имя в отечественной литературе. Совсем недавно мы отметили его юбилейную дату  - 125 лет со дня рождения. В нашей школьной библиотеке была организована книжно-иллюстрированная выставка «На стёкла вечности уже легло, моё дыхание, моё тепло…», посвящённая жизни и творчеству поэта.
Не смотря на то, что Осип Эмильевич родился в Варшаве, настоящей, «до слёз» родиной Мандельштама стал Петербург-Петроград-Ленинград. Вот как поэт вспоминал Петербург своего детства: «Весь массив Петербурга, гранитные и торцовые кварталы, всё это нежное сердце города, с разливом площадей, с кудрявыми садами, островами памятников, кариатидами Эрмитажа, таинственной Миллионной, где не было никогда прохожих и среди мраморов затесалась всего одна лишь мелочная лавочка, особенно же арку Главного штаба, сенатскую площадь и голландский Петербург я считал чем-то священным и праздничным…
Обычная жизнь города была бедна и однообразна. Ежедневно часам к пяти происходило гуляние на Большой Морской – от Гороховой до арки Генерального штаба. Всё, что было в городе праздного и выхолощенного, медленно двигалось туда и обратно по тротуарам, раскланиваясь: звяг шпор, французская и английская речь, живая выставка английского магазина и жокей-клуба»


Шли годы, и став поэтом О.Мандельштам, одухотворённый величием города,:  выразил своё отношение к Петербургу в стихотворениях:  «Петербургские строфы» (1913), «Адмиралтейство» (1913), «На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг» (1914), «Мне холодно. Прозрачная весна в зелёный пух Петрополь одевает…» (1916), «В Петрополе прозрачном мы умрём…» (1916), «Дворцовая площадь» (1917), «На страшной высоте блуждающий огонь» (1918), «В Петербурге мы сойдёмся снова» (1920), «Вы, с квадратными окошками невысокие дома…» (1925),  «Ленинград» (1930), «На мёртвых ресницах Исакий замёрз…» (1935)
Для Мандельштама Петербург был городом детства, любимым городом, который судьба слишком часто вынуждала покидать. Этот крик души, стремление вернуться в родной город выражено в стихотворении «Ленинград», которое в новые времена превратилось в песню:
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
            До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
            Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денёк,
            Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
Петербург! я ещё не хочу умирать:
            У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня ещё есть адреса,
            По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
            Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
           Шевеля кандалами цепочек дверных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий